Почему некоторые люди подвержены осенней депрессии и стрессам?
– Дмитрий Владимирович, верно ли, что депрессия – это не временное состояние души?
– Депрессия не плохое и не удручённое настроение, это не грусть и не тоска – это чёткое клиническое заболевание. Для него характерны три базовых признака: плохое настроение, снижение привычных интересов и удовольствий и утомляемость. Причём эти признаки должны наблюдаться сроком не менее четырнадцати суток. Всё остальное уже дополнительные признаки. То есть если вы грустите, потому что осень или потому что ещё тепло не дали в доме, это не депрессия.
– Чем осенняя депрессия отличается от депрессии в классическом понимании?
– Классическая депрессия не подвержена сезонности. Она возникает спонтанно вне зависимости от времени года и суток. Вообще, человек подвержен определённым ритмам в течение года, и осенью всё-таки очень многие люди склонны к хандре – в силу разных причин. Например, в силу того, что уходит лето как праздник жизни в наших широтах, меняется освещение, становится холодно, природа как бы замирает, а впереди зима. И в это время некоторые люди начинают грустить. Это нормальное явление, ничего страшного и тем более болезненного в нём нет. Но если мы переходим непосредственно к вопросу осенней депрессии, то очень часто эмоциональные нарушения обостряются в осенний и весенний периоды, особенно в осенний.
Люди, которые склонны к депрессивным состояниям, обычно в осенний период хуже себя чувствуют. Но подчеркну: обычно. Иногда встречаются те, у кого, наоборот, настроение повышается. Обычно же мы видим обострение эмоциональных расстройств. Где-то уже с конца августа происходит резкий рост числа обращений по таким состояниям. Но чаще всего это пациенты, которые наблюдаются у специалистов не один год.
– Хандра не равно депрессия?
– Опять же уместно заметить о базовых признаках: если у вас ужасное настроение и – ключевой признак депрессии – нет интереса к привычным делам и удовольствиям. Если вы хотите грустить с книжкой – грустите, потому что вам хочется это сделать. Но если вам ничего не хочется, накатывает тоска, возникает чувство безнадёжности, скорой смерти или фантазии об исчезновении, если уходят силы – тоже очень важный признак депрессии – когда лежу на кровати и нет сил подняться, то тут уже стоит призадуматься: нет ли какой-то патологии?
Хандра – это такое лиричное настроение, желание куда-то спрятаться, побыть в одиночестве, но нет обессиленности и утраты интересов. Если говорить языком психиатрии, это своеобразная «урезанная» депрессия: есть грусть, где-то даже налёт тоски, но чувство позитива всё-таки остаётся. Несмотря на осеннюю хандру, в этом тоже можно найти определённые плюсы: не нужно никуда бежать, можно прийти домой, завернуться в плед, сделать кофе и съесть что-то вкусное, потом включить любимый сериал и устроиться его смотреть вместе с кошкой. То есть тут тоже есть определённый элемент удовольствий, или, как это называется на датский манер, хюгге – культура осени или межсезонья. Но если вам этого не хочется, это уже «звоночки», что нужно что-то делать, особенно если это продолжается два и более года.
– Верно ли тогда, что при хандре можно себе помочь внешне? Например, расставить цветы вокруг или предметы ярких цветов.
– Конечно. Тут ключевое – вам нравится. Да, осенью можно снизить свою активность, погрустить – это всё совершенно нормально.
– Но вряд ли нормально, когда люди предпочитают топить грусть в алкоголе.
- Когда топят – это уже депрессия: человек пытается сам себе скорректировать психическое состояние. И это вообще не вариант решения проблемы. Нужно понимать, что алкогольное опьянение рано или поздно заканчивается, и вся симптоматика плюс посталкогольная ситуация накладываются с большей силой. Тут есть один большой и серьёзный подводный камень: постинтоксикационное состояние и так способствует снижению настроения, а тут ещё и депрессивный фон, поэтому здесь возможны риски суицидальных реакций. Вообще, они чаще всего возникают после праздников, но осень тоже относительно суицидоопасное время. Хотя по личным наблюдениям: как только выпадает снежок, все связанные с сезоном года настроения уходят. Но это касается тех, у кого нет классической депрессии: такие люди будут испытывать проблемы и без картин за окном. А вот хандра потихоньку уходит: снег ещё не грязный, есть ощущение очищения, потом новогодняя подготовка начинается, и для людей изначально психически здоровых и эмоционально стабильных это позитивный фактор.
- А может ли осенняя депрессия перейти в глобальную депрессию?
- Депрессия – генетически обусловленное заболевание?
Ну а куда же мы денемся от нашей генетики? На сегодняшний день всё-таки мы говорим о том, что классические депрессивные состояния, да и в целом эмоциональная патология предопределены генетически. И никакие внешние факторы, в том числе такие серьёзные, как смерть близких, то есть которые сбивают эмоциональный настрой, не способны спровоцировать тяжёлую депрессию. Да, потеряв близкого, человек пребывает в депрессии месяц-два-три, но потом он потихонечку приходит в себя. Но если есть генетика, то даже какие-то незначительные для обычного человека факторы, например ссора на работе, могут спровоцировать депрессивные расстройства. Более того, есть такой термин – «кататимное реагирование», то есть избыточное реагирование. А также человек иногда склонен психологизировать или подводить какие-то внутренние ситуации с психическим состоянием под внешние факторы.
Пресс-служба Минздрава Омской области
Фото без автора