83 года назад Омск стал одним из центров производства легендарных танков Т-34
Каждая десятая "тридцатьчетверка" сошла с конвейера в Омске. На заводе делали не только танки, но и изготовили порядка 300 тысяч корпусов снарядов для гвардейских реактивных миномётов БМ-13 "Катюша", также построили два бронепоезда.
В 1942 году на площадке Омского паровозовагоноремонтного завода (сейчас - Омский завод транспортного машиностроения) развернулось производство средних танков Т-34. Этому предшествовала эвакуация завода имени Ворошилова из Ленинграда в Чкалов (ныне - Оренбург). Работников и оборудование вывозили по Ладожскому озеру, лишь наиболее ценных специалистов эвакуировали с помощью транспортной авиации. Известно, что по воздуху были переброшены испытатели танков. Заводу выделили два корабля военной флотилии - "Конструктор" и "Пурга". Прямым попаданием бомбы "Конструктор" был потоплен 4 ноября 1941 года. Погибли 150 заводчан и членов их семей.
Из Чкалова в Омск ленинградский завод окончательно переехал к июню 1942 года. Постановление Государственного комитета обороны предписывало Наркомтанкопрому произвести на заводе № 174 строительство необходимых цехов, доукомплектовать завод недостающим оборудованием и довести мощность по выпуску танков Т-34 к 1 декабря 1942 года до 10 машин в сутки. Для производства "тридцатьчетвёрок" в Омск направили группу специалистов по конструкции и технологиям сборки танков Т-34 со Сталинградского тракторного завода и Уральского танкового завода № 183.
Для расселения эвакуированных работников и их семей в Омске постановление ГКО официально разрешало Омскому обкому и облисполкому выселить 20 тысяч местных жителей из числа непричастных к оборонной промышленности. Кроме этого, предприятию выделялись 100 стандартных брусковых домов.
В числе тех, кто был вынужден покинуть Ленинград и перебраться в Омск, - семья заводчан Марии и Павла Леоновых.
"Эвакуированных было очень много. Для размещения прибывших ленинградцев требовались жилые помещения. Мария Ивановна и Павел Леонович остановились в каком-то частном домике, в маленькой комнатке жили. Одними из первых Леоновым выделили телефон. Павел Леонович трудился слесарем-сборщиком в сборочном цехе, ему приходилось ночевать на заводе. Но во время отдыха тоже важно было оставаться на связи - его могли срочно вызвать на работу", - рассказывает Валентина Леонова, сноха Леоновых.
После 1945 года Леоновы неоднократно просили вернуть их в родной город. Писали официальные обращения в Министерство транспортного машиностроения СССР, но в ответ Павел Леонович получал резолюцию: "На ваше письмо сообщаем, что вы являетесь высококвалифицированным специалистом и по производственным условиям удовлетворить вашу просьбу в настоящее время не представляется возможным".
Павел Леонов награждён медалью за доблестный труд в период Великой Отечественной войны. В 1995-м году Мария Леонов получила юбилейную медаль "50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.".
Сама Валентина Леонова отработала на Омсктрансмаше около 40 лет. Сейчас возглавляет культурно-массовую комиссию Совета ветеранов Ленинского округа. С коллегами они занимаются подготовкой и проведением патриотических мероприятий, а также сбором гуманитарной помощи для бойцов СВО.
"Наши активисты плетут сети и "лешиков". Это маленькая накидка для бойцов. Несколько умельцев делают обереги для солдатов - чебурашек из фетра. Они символизируют тепло родного дома и греют душу каждого воина нашего, солдатика", - делится Валентина Фёдоровна.
Пресс-служба АО "Омсктрансмаш"
Фото: Музей АО "Омсктрансмаш"
Фото: Андрей Огурцов