Неудержимый тариф

Счета на оплату тепловой энергии, пришедшие в июле в дома по улицам Транспортной, Советской, Березовой, которые отапливаются от котельной №3, повергли их жителей в шок. Тепло в квартирах подорожало не на 6% или около того, как это ежегодно случается, а на 60(!) с лишним процентов. На то есть приказ Региональной энергетической комиссии Омской области, и с этим почему-то ничего поделать нельзя.

     Не все жители тех домов сразу поверили квитанциям, надеялись на ошибку, что кто-то что-то напутал, разберутся – пересчитают. Но напрасно. Как выяснилось, ООО «Техносервис» – новая компания, пришедшая на смену ООО «Исток» в августе 2020 года, – сама ничего не изобретала. 
     В прошлом отопительном сезоне она работала по тарифу, установленному РЭК Омской области для предшественника, – 3 248,43 рубля за 1 гигакалорию с учетом льготы для населения. Однако согласно приказу той же энергетической комиссии от 11 мая 2021 года в тарифе, утвержденном специально для «Техносервиса» и вступившем в силу с 1 июня, никаких льгот не предусматривалось, и потому все экономически обоснованные затраты – 5 322,14 рублей за 1 Гкал – потребители должны теперь восполнять из своего кармана. 
     Как подсчитали сами жители, сумма оплаты за отопление квартиры, например, площадью 72 кв. м поднялась с 5,5 тысяч до 9,5 тыс. рублей. С просьбой проверить законность роста тарифа и найти возможность снизить размер платы они отправили письма в районную администрацию, РЭК, губернатору Буркову, президенту Путину, а также в редакцию нашей газеты.

«Для жителей Тары, где средние заработки относительно небольшие, – приведем небольшой отрывок из письма, под которым 39 подписей, – увеличение в разы и так высокого тарифа просто разорительно. Более того, в квартирах, отапливаемых ООО «Техносервис», 70% проживающих являются пенсионерами. Президент РФ в своем Послании Федеральному Собранию говорит о главных приоритетах для страны – сбережении народа и повышении качества жизни граждан. А что происходит на деле? Из-за недоработок должностных лиц крайними остаются простые люди».

     Чтобы разобраться в ситуации, мы обратились в РЭК Омской области. Судя по пришедшему оттуда ответу, во всем виноват «Техносервис». Он затянул с подачей заявки на получение собственного тарифа. Более того, тепловая компания нарушила порядок ценообразования, используя чужой тариф, за это была привлечена к административной ответственности – на первый раз ее руководство предупредили.

     В то же время директор «Техносервиса» Анатолий Воропаев какой-либо вины со своей стороны не видит. Говорит, делали все, что положено, и как можно скорее: 

– После проведения режимно-­наладочных испытаний и перерасчета удельного расхода топлива, то есть после запуска котельных, вместе с районной администрацией мы внесли изменение в концессионное соглашение, «унаследованное» от ООО «Исток». Сделать это раньше мы никак не могли. Затем, 12 ноября, обратились за тарифом в РЭК Омской области, но рассмотрение наших документов началось лишь после одобрения концессии в Федеральной антимонопольной службе, уже в конце января. РЭК находила недочеты – возвращала на доработку, мы переделывали и подавали вновь. И так несколько раз – до весны. 

     В общем, существующий порядок получения тарифа, который мы прошли от и до, потребовал немало времени. 
Собственно, даты входящих и исходящих тарификационных документов «Техносервиса» говорят, что этот период мог быть короче, если бы чиновники начинали работать с заявками сразу же, а не в конце 30-дневного срока, отводимого законом на ответ. Однако Анатолий Викторович считает, что для новой компании получить тариф с августа по декабрь просто нереально, даже если бюрократические проволочки сократить до минимума.
     Что касается работы по чужому тарифу, здесь тоже возникает вопрос: компания, взявшая­ся обогревать дома, не должна была этого делать без тарифа или должна была жечь топливо, но не собирать платежи? Во всяком случае, котельная, котлы и теплотрассы остались те же, экономические затраты из-за постоянного роста цен на топливо могли только увеличиться. Найти какое-то внятное толкование, как «Техносервису» нужно было поступать, нам нигде и ни у кого не удалось. 
     Как бы то ни было, ответ из РЭК завершался следующими словами: «Передача Администрацией Тарского муниципального района Омской области объектов теплоснабжения от ООО «Исток» к ООО «Техносервис», несвоевременное обращение ООО «Техносервис» в РЭК Омской области с заявлением об установлении тарифа, нарушение ООО «Техносервис» правил ценообразования при оказании услуги по теплоснабжению в августе – декабре 
2020 года создали ситуацию, при которой РЭК Омской области не имеет правовых оснований применять предельные индексы с учетом законных тарифов базового периода и, как следствие, устанавливать льготные тарифы».
Но разве действия районных чиновников и коммунальщиков, какие бы они ни были, отменяют статью 157.1 Жилищного кодекса РФ? В ней черным по белому написано, что не допускается повышение размера оплаты за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов, утвержденных главой региона. Это те самые 4–6%, на которые и повышаются ежегодно коммунальные платежи, но не больше. Превышение экономически обоснованного тарифа над индексированной оплатой – это основание для предоставления льгот. Именно с этого и начинался ответ РЭК. 
     Оставим оценку степени вины «Техносервиса» специалистам. Не ставим под сомнение действия энергетической комиссии, в ответе которой еще много ссылок на разные законы и постановления, объясняющие, почему теперь льготный тариф жителям тех домов не положен, но пересказывать все юридические тонкости – только запутать рядового читателя. Главное, что мы не нашли там ответа на основной вопрос: почему в ценообразовании процедура получения тарифа важнее предельных индексов? Почему проблема взаимоотношений тепловой компании и РЭК важнее людей?

 

КОММЕНТАРИЙ

Елена Мартынова,
председатель комитета по экономике и управлению муниципальной собственностью Администрации Тарского района:
     – С коммерческой организацией, оказывающей услуги по теплоснабжению, действующее законодательство требует обязательного заключения концессионного соглашения. Такое соглашение было подписано с ООО «Исток», которому были переданы в эксплуатацию девять муниципальных котельных в Таре и селах района в целях выработки и поставки тепловой энергии. Только на одной из девяти котельных услуга предоставляется населению, подавляющее большинство получателей услуги – это бюджетные учреждения района. В конце 2019 года компания от дальнейшей работы отказалась, направив предложение о расторжении концессии с января 2020 года. Администрация района, учитывая высокий риск срыва поставки тепла в разгар отопительного сезона, отказала предприятию в расторжении соглашения. Лишь после завершения сезона была согласована и проведена процедура по смене концессионера. ООО «Техносервис» подходило на эту роль по всем критериям, определенным действующим законодательством. 
     Несмотря на то, что оборудование и условия поставки тепла потребителям остались прежними, ООО «Техносервис» не имело права пользоваться тарифом предыдущей компании, впрочем, как и любая другая компания на этом месте. А процедура защиты и получения своего тарифа для новой организации в данных условиях довольно сложная и продолжительная. Обратиться в РЭК с заявлением об открытии тарифного дела организация может только после фактической передачи имущества новому концессионеру, регистрации сделки по замене стороны концессионного соглашения в Росреестре, согласования изменений долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера Федеральной антимонопольной службой и утверждения инвестиционной программы. В итоге к концу 2020 года компания не успела завершить процедуру получения тарифа, а это было важно для решения вопроса по утверждению льготного тарифа для населения.
     По поводу установки льготного тарифа администрация района обращалась в РЭК, которой, судя по ответу, закон не позволяет это сделать. В итоге заложниками сложившейся ситуации оказались люди. Они имеют право обратиться в МФЦ за оформлением субсидии на оплату коммунальных услуг.
    Кстати, прошлый отопительный сезон ООО «Техносервис» отработал без сбоев и жалоб со стороны потребителей, обеспечил качественное предоставление услуги, добросовестно подготовился и к предстоящей зиме.


Автор: Сергей Алферов
9 декабря 2021 12:03
0    1


Чтобы оставить свой комментарий нужно авторизироваться в одной из соц. сетей