«Вы в небо редко смотрите»

Александр Кондрин 40 лет отработал водителем геофизической экспедиции, занимавшейся сооружением и техническим обслуживанием водных скважин севера Омской области. Из-за разъездного характера работы он подолгу не бывал дома и всегда очень скучал по супруге, троим сыновьям и любимому увлечению. Всю свою сознательную жизнь он занимался разведением голубей.

     Узнав о его хобби, мы приехали к Александру Петровичу сделать репортаж о голубях и канарейках, живущих сейчас в его небольшом, но по-крестьянски крепком хозяйстве. Однако, поговорив с ним, поняли, что ограничиться дежурной заметкой у нас не получится. Слишком уж непростая судьба выпала на долю нашего героя. Но обо всем по порядку.
Разговор начался с «птичьей» темы. Как только мы зашли во двор к Александру Петровичу, то попросили показать нам его питомцев. Лицо хозяина в тот же момент просияло и засветилось счастьем: сразу стало понятно, с каким трепетом он относится к своему увлечению. Хозяин охотно согласился, и мы, поднявшись по лестнице на голубятню, увидели почти два десятка разномастных сизарей, которые почуяв чужаков, заволновались и перелетели в отдаленный угол клетки, а некоторые распустили свои «павлиньи» хвосты. 
     – Зря мы, наверное, их побеспокоили?

     – Ничего страшного, ко мне многие приходят, – отвечает хозяин, – просят показать. Особенно ребятишки. Я никому не отказываю. Нельзя такую красоту прятать.

     С горящими глазами Александр Петрович рассказал нам о том, какие породы он в настоящее время содержит и чем они знамениты. Слушая хозяина, мы жадно рассматривали необычных голубей.  Все они были по-своему красивы. Одни очаровали нас формой тела, другие приглянулись окрасом оперения. 

     – Я их с детства люблю. У нас это семейное. Мои старшие братья все голубями занимались, и я не отставал. (Александр Петрович – тринадцатый ребенок в семье –  ред.).  

     – А много в Таре голубятников?

     – Хватает. У нас даже свой клуб есть. Связь между собой крепко держим, помогаем друг другу, голубями обмениваемся. 

     – Но таких красивых птиц мы никогда не видели.

     – А вы  просто в небо редко смотрите, – усмехнулся в ответ наш герой. 

     После небольшой экскурсии на голубятню мы прошли в дом, где у Александра Петровича стоят несколько клеток с канарейками и аквариумы с рыбками. Переступив через порог, мы услышали пение птиц, как будто прошли не в дом, а очутились на лесной поляне. Он признался нам, что разведением канареек снова занялся после довольно продолжительной паузы. Год назад в гости приезжал племянник и купил ему пару, с тех пор эти птицы живут у Александра Петровича дома, у них уже появился первый выводок. 

     Потом хозяин показал нам свои аквариумы, полные телескопов, меченосцев и других диковинных рыб, но, признаться честно, они нас заинтересовали меньше. Наличие в квартире аквариума не такая уж редкая вещь, а вот домашние птицы… Это совсем другое. 
     – За всю жизнь я ни одной птицы не продал, – поделился с нами Александр Петрович, – не торгаш я. В садики отдаю, в школы, на Станцию юных натуралистов. А многие продают. Но я их не осуждаю. Сейчас же голубей содержать – дорогое удовольствие. 
     Зная, что наш герой отец троих сыновей, мы задали вопрос, разделяют ли они его увлечение. И здесь наша беседа перетекла в иное русло. При упоминании о детях лицо Александра Петровича потемнело и осунулось. 
     – Двоих своих парней я похоронил. Им всего по двадцать четыре года было. А третьего признали три года назад пропавшим без вести.
     Моментально забыв о цели своего приезда, мы погрузились в его рассказ, полный отчаяния и горя. 
Первый сын Александра Петровича утонул на озере в окрестностях деревни Орлово. Ушел проверять снасти и не вернулся. Запутавшись в сетях, Дмитрий выпал из лодки и не смог выплыть. Когда обеспокоенные долгим отсутствием рыбаки начали его искать, то на поверхности озера увидели лишь лодку, прибитую к берегу, покрытому ледяными закрайками.
     Второй сын, вернувшись с первой чеченской войны, покончил с собой, столкнувшись с несправедливостью врачей, которые проводили его медицинское переосвидетельствование. Классическое «Я тебя туда не посылал!» убило молодого парня, попавшего в самое пекло кавказской войны и в двадцать лет ставшего инвалидом.
Как только их полк приземлился на аэродроме одного из городов восставшей республики, то сразу попал под массированный обстрел боевиков. У российских солдат не было возможности ни развернуть боевые порядки, ни окопаться. Сепаратисты, взяв их в окружение, стреляли в упор из всех видов оружия. Спустя несколько минут кровопролитной схватки сын Александра Петровича получил тяжелое ранение и больше суток пролежал под открытым небом, ожидая помощи. 
     Когда Валерия и еще двух выживших после этой мясорубки парней обнаружили прибывшие работники медицинской службы, он решил, что все самое страшное уже позади, но ошибся. Самолет, который вез его и еще не одну сотню раненых российских солдат в госпиталь, вынужден был развернуться над Москвой и снова взять курс на Моздок. Столичный аэропорт отказался принимать военный самолет, сославшись на долги министерства обороны. Пока искали посадочную полосу, умерло еще несколько человек, лежавших рядом с Валерием. Возможно, что если бы он вовремя получил медицинскую помощь, то не стал бы инвалидом и не столкнулся с бессердечностью и черствостью врачей, но судьба распорядилась по-другому.
     – И после всего того, что он пережил, его имени нет в Книге Памяти, посвященной чеченской войне. Вот где справедливость?
   О пропавшем без вести третьем сыне Александр Петрович уже рассказывал, утирая грубой и шершавой ладонью выступившую на глазах влагу.
     – Может быть, в рабство попал, – сетует он. 
     Такая волна горя не прошла бесследно. Его супруга перенесла четыре инсульта, а он – два инфаркта. 
Слушая Александра Петровича, мы поражались его силой духа. Потеряв трех сыновей, он не обозлился, не утратил человечности, не замкнулся в себе, не запил, в конце концов, что в наших реалиях, возможно, было бы и оправдано. Он продолжает жить и приносить людям радость, несмотря на все испытания, которые уготовила ему судьба. 
В этот момент подумалось вот еще о чем. Как часто мы расстраиваемся и переживаем из-за пустяков. У нас может не задасться день, если мы в ароматный свежесваренный кофе по ошибке добавим кислого молока или, выйдя на улицу утром, по пути к комфортабельному автомобилю случайно промочим ноги. Иногда такие мелочи выводят нас из себя и мы, теряя самообладание, делаем больно своим родным и близким. В такие моменты мы уверены, что глобальнее этих проблем нет во всем свете, и не думаем о том, что есть в нашей жизни ситуации, перед которыми такие мелкие неурядицы сразу теряют свою актуальность. И судьба Александра Петровича лишний раз доказывает нам справедливость этих мыслей. 
     – Я же со своими парнями каждую ночь разговариваю, как будто наяву все происходит, – глядя в окно, говорит наш герой. Вот как вышло: дети выросли и ушли, а голуби остались. 
     Чтобы сменить тему беседы, всколыхнувшую в сердце Александра Петровича мрачные воспоминания, мы снова спросили его о голубях.
     – Благодаря им и отвлекаюсь от тяжелых мыслей. Пойду, почищу клетку, покормлю их и легче становится.
Выпускать на волю своих питомцев наш герой старается все реже. В последнее время в городе развелось большое количество ястребков, которые являются самыми опасными врагами голубей, не щадят беззащитных птиц, калеча их и убивая.
     Когда наш разговор уже подходил к концу, мы, сидя на кухне, выглянули в окно и увидели краснобрюхого снегиря, весело смотрящего в сторону дома. Эти птицы в нашей местности не редкость, но такого неожиданно крупного, признаемся честно, видели в первый раз. Сложилось впечатление, что птицы чувствуют, с какой любовью к ним относится этот человек, и прилетают к нему, зная, что в его лице они всегда найдут надежного покровителя. А может быть, в образе этого пернатого красавца к Александру Петровичу прилетела душа одного из горячо любимых им сыновей…

     Фото: Евгений Захаров / Тарское Прииртышье


Автор: Андрей Казаков
13 июня 2019
8    0


Чтобы оставить свой комментарий нужно авторизироваться в одной из соц. сетей