Один на один со Старостью и Одиночеством

Посетительница редакции Лидия Федоровна М. (имя изменено) давно достигла возраста целевой аудитории наших тематических страниц «Золотой возраст». Но рассказать о ней на этих страницах не получится: такой старости не позавидуешь.

Сама. Одна…

     Лидия Федоровна рассказывала о своей беде, стараясь сдержать слезы, но у нее не очень-то получалось. Да мы и сами чуть не плакали: не дай бог до такого дожить! Две верных спутницы старости – немощность и одиночество – по-хозяйски устроились в доме Лидии Федоровны. 

КСТАТИ

По информации, предоставленной районной межведомственной комиссией по заселению муниципального специализированного фонда для одиноких граждан пенсионного возраста (Дома ветеранов), в настоящее время в нем проживают 64 человека.
Среди жильцов 50 одиноких граждан и 7 семейных пар. Большинство имеют почетные звания: 2 ветерана Великой Отечественной войны, 32 ветерана труда и 
13 ветеранов Омской области. 
В 2021 году в комиссию по заселению поступило 10 заявлений граждан с просьбой предоставить им жилье в Доме ветеранов, на сегодня 9 из них рассмотрено. В результате 6 гражданам предоставлены квартиры по договору специализированного найма. Троим гражданам отказано в признании нуждающимися в предоставлении жилья в доме  специализированного фонда по следующим причинам: 
- отсутствие способности к самообслуживанию, 
- наличие трудоспособных детей, проживающих на территории Омской области,  
- наличие благоустроенного жилого помещения и трудоспособных детей.

     Дом у нее хороший, даже по нынешним временам. И, если сравнивать с городскими квартирами, просторный – 64 квадратных метра. Такие называются «частично благоустроенными»: подведен водопровод, обустроен туалет, есть душевая кабинка. Его стены, кажется, еще помнят, как собиралась за столом семья: Лидия Федоровна, ее супруг, сын и дочка. Но муж умер, а у детей давно свои семьи, дети и даже внуки. И хотя живут они в Таре, оба настолько заморочены своими делами и проблемами, что порой даже позвонить старенькой матери некогда, тем более постоянно приходить и помогать управляться по дому. 
     Лидия Федоровна приспособилась жить сама по себе, привыкла не помощи просить, а платить за оказываемые услуги. Знает, кого позвать, если надо штакетник палисадника поправить, к кому пойти, когда в водопроводе засор, и куда обращаться, чтобы заготовить уголь и дрова. Только год от года все труднее становится топить печь: все неподъемнее ведро с углем, вся тяжелее поленья. А дом-то большой, и хоть живет там одна старушка, отапливать его приходится целиком…
    Прошлой зимой стало совсем невмоготу, и Лидия Федоровна обратилась в Межведомственную комиссию по заселению муниципального специализированного фонда для одиноких пенсионеров, проще говоря – попросила выделить ей жилье в доме ветеранов на ул. Радищева.

 

Хороший дом сыграл плохую шутку

    Дом ветеранов – не резиновый, поселиться там хотели бы многие, но «добро» получают только те, чьи кандидатуры удовлетворяют определенным критериям. Лидия Федоровна под эти критерии не подошла, и причин тому несколько. Как рассказала секретарь комиссии Анна Пальченко, в первую очередь это те, у кого жилье неблагоустроенное: вода – из колонки, туалет – на улице, отопление - печное, а у Лидии Федоровны, как мы помним, из всех этих «удобств» - только печка. 
     И потом Дом ветеранов для тех, у кого других вариантов нет, а у Лидии Федоровны, если подумать, он есть. Сын, даже если бы хотел, помочь бы не смог, поскольку живет в однокомнатной квартире, принадлежащей его жене. Зато у дочери имеется собственная благоустроенная двухкомнатная квартира! Да, вместе с ней живет ее сын (внук Лидии Федоровны), невестка и их дочка-школьница (правнучка нашей героини). Да, если Лидия Федоровна туда въедет, она будет пятой, и это уже перебор. Но почему бы молодой семье, вместо того, чтобы тесниться в двушке вместе со свекровью, не поменяться со старой бабушкой и не поселиться в просторном доме, а ее саму определить к родной дочери в квартиру? 
     По неведомым причинам этот вариант не рассматривается. И дочь Лидию Федоровну к себе не зовет, и сама она не напрашивается: «Да что вы? Зачем же я буду им мешать?» - говорила она, утирая слезы иссохшими старческими руками. Теми самыми руками, только без морщин и распухших от артрита суставов, она когда-то нянчила детей и внуков, готовила пироги на их дни рождения, лечила ссадины и порезы на их коленках, охлаждала жар их горячечных лбов во время болезни. Теми самыми руками она когда-то обняла их, желая счастья во взрослой жизни…

 

И это не редкость

     Работая в комиссии, Анна Пальченко встречается и с более печальными случаями. Например, как-то писала заявление бабушка, которую внук уговорил переехать к нему в дом, а свой дом продать и, конечно, вырученные деньги ему отдать. Вскоре внук стал спиваться, бабушку лупил смертным боем, отнимая у нее пенсию, а когда надоедала своим нытьем и мешала общению с друзьями, попросту закрывал ее в подполе. Той бабушке в конце концов дали жилье. 
     Считается, что хуже нет, если при живых детях умирать придется в доме престарелых. Но поверьте, бывает и хуже. Это когда дети не желают пальцем шевельнуть не то что для ухода за состарившимися родителями, но даже чтобы определить их в дом престарелых или куда-то еще. Анне Александровне однажды пришлось помогать одной пожилой женщине, потому что… она была многодетной. Часть документов должны представить дети заявителя, и вот детей много, а возиться с бумажками они не хотят. На телефонные звонки так и отвечают: «Не буду ничего собирать. Мне все равно, где она будет жить!» Возможно, для такого отношения у взрослых детей были основания. Но не нам судить, плохой или хорошей матерью была та женщина, а родительских прав ее никто не лишал. И согласно Конституции дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. Но взрослые дети так не считают, а пожилые родители порой не могут отстаивать свои права или не хотят обременять детей, как бы жестоки те ни были по отношению к ним.


Зачем вообще эта статья

     Наша посетительница не сказала, чего именно она хочет от газеты. С самого начала было ясно, что редакция не сможет добиться для нее квартиры в Доме ветеранов, ведь комиссия работает под пристальным надзором прокуратуры, и каждое решение принимается в полном соответствии с нормативно-правовыми актами. Уходя, Лидия Федоровна сказала, что попытается продать дом и купить небольшую благоустроенную квартиру, хотя и понимает, что если будет действовать самостоятельно, то запросто может стать жертвой аферистов. И поблагодарила: «Вы хоть со мной поговорили, выслушали». 
     Впрочем, писать стоило не только ради благодарности, но еще и затем, чтобы люди, у которых нет к родителям теплых чувств, задумались. Я сейчас не о тех, чьи родители пропили их детство и даже алиментов не платили. А о тех, кто был, возможно, нелюбимым и нежеланным ребенком, для кого родители сделали далеко не все, что могли бы, а то и еще меньше, но совсем уж никудышными их считать нельзя. 
     Подумайте! Ведь родители вас все-таки не бросили. И что-то они для вас сделали, пусть даже не из любви, а из чувства долга и чтобы другие их не осудили. Вот и вы сейчас – позаботьтесь о них по таким же причинам: потому, что есть долг порядочного человека, и потому, что у вас самих есть дети и вы обязаны жить так, чтобы они могли вами гордиться.

 

Иван Галка 
Посвящается моей маме
Я не успел тебе сказать
О моих чувствах и желаньях,
Ах, если б знать мне, если б знать,
Сейчас не бился б в покаяньях.
И, может, ты была б со мной,
Улыбку мне б дарила МАМА!
Но ты осталась за чертой,
Когда пришла мне телеграмма….
О многом я хочу сказать,
Теперь стена - мой собеседник,
Вчера, увы, не мог я знать,
Что грешник сам и проповедник.
Я так хочу тебе сказать,
О чем сказать не смог при жизни,
Ах, если б знать мне, если б знать,
Что время так небескорыстно…

Фото из открытых интернет-источников


Автор: Алена Гришмановская
29 декабря 2021
1    0


Чтобы оставить свой комментарий нужно авторизироваться в одной из соц. сетей