Нескучная жизнь Виктора Мацелевича

Первую дичь Виктор Мацелевич добыл в 6 лет. С тех пор десятки лет охота была важной частью его жизни, 20 охотничьих сезонов провел он на своем участке. Но к 75-летнему юбилею Виктор Станиславович променял ружье на фотоаппарат. К этой дате была приурочена выставка его фоторабот в Тарском художественном музее, а сейчас 24 из них будут экспонироваться в Седельниково.

С бездельем не знаком

     Виктор Мацелевич принадлежит к числу тех счастливчиков, кого никогда не угнетала скука и бездельная маета. Одной охотничьей страсти уже достаточно, чтобы мальчишке всегда было чем заняться! Благо, что во времена его детства в сибирской глубинке сквозь пальцы смотрели на то, что подростки вовсю ходят по лесам с отцовскими ружьями. А у Вити были еще два увлечения. 
     В доме у Мацелевичей была гармонь, и Витя самостоятельно ее освоил. А однажды приехал брат, который был 18 годами старше, и привез с собой несколько грампластинок с популярными мелодиями. Витя быстренько подобрал их на слух. В те времена в сельских клубах танцы проходили под баян или гармонь, да вот беда – гармонистов не хватало. И вот картина: мелкоту лет до 14 в клуб на танцы не пропускают, а Витю, которому не было и десяти, наоборот – зовут! За ним даже специально приезжают двое взрослых парней на велосипедах: один везет Витю, другой – его гармошку. Просто без Вити никаких танцев не будет. Позже отец подарил ему баян, и это был серьезный, дорогой подарок. Виктор Станиславович и сейчас с удовольствием играет, когда есть свободное время. 
     Другое увлечение – фотодело. Первый фотоаппарат «Москва-5» ему подарил брат. Камера тяжелая, весила больше килограмма, в ней использовалась среднеформатная пленка, которая позволяла делать немного кадров, зато высокого качества. Где только не побывал этот фотоаппарат вместе со своим хозяином! 

Суровая романтика

Шли 60-е годы. В СССР одно за другим открывали месторождения полезных ископаемых, а молодежь заслушивалась песней «Говорят, геологи – романтики», и многие тогда мечтали об экспедициях. Вслед за своим братом Виктор поступил в сельскохозяйственный институт учиться на геодезиста и после второго курса отправился в экспедицию на Полярный Урал. Там ему довелось пережить страшное приключение. 
Вместе с товарищем-студентом и еще двумя работниками Виктора забросили на вертолете в труднодоступное место. Дел там было на сутки-двое. И вдруг полил дождь, поднялся ветер. День, два, три не стихает буря… Припасы кончилась – а вертолета нет. Виктор с товарищем двигались, старались добыть хоть какую-то еду, а другие двое залегли: «Мы будем силы экономить и выживем. А вы помрете» - объяснили они. Вертолет прилетел за группой только через две недели! Осла­бевшие студенты еще как-то передвигались, а тех двоих пришлось на носилках грузить.
Из экспедиции Виктор привез много фотоматериалов, показал лаборанту вузовской фотолаборатории Ангелине Вавиловне. Работы ей понравились, и она напечатала множество фотографий форматом 50 на 60 см, которые много лет украшали стены факультета. Этот случай проложил для Виктора дорогу в омский фотоклуб, где он познакомился с мастерами фотографии и быстро уловил, что нужно, чтобы фотография наполнялась художественной ценностью и превращалась в рассказ.

Совместить несовместимое

Заразное это дело – экспедиции! У кого-то, правда, с первого же раза вырабатывается стойкий иммунитет на всю жизнь, а другие, как Виктор Станиславович, становятся хрониками. По окончании вуза он устроился в «Аэрофотосъемку», вдоль и поперек объездил Омскую область, по полгода работал в Приморье, Туве… Полгода в экспедиции, потом короткий отдых, обработка полученных материалов – и снова пора собираться в дальний путь. Такая жизнь была ему по душе! Но появилась семья, родились дети и… приоритеты изменились. 
Некоторое время Виктор Станиславович работал в омском Тресте инженерно-­строительных изысканий, но душа рвалась из города в тайгу. Он мог бы стать одним из тех, кто десятилетиями мучительно терпит свою жизнь и мечтает о пенсии, но появилась возможность вернуться в Тару. Его приняли в районную группу по архитектуре, благо, во время работы в ТИСИЗе он познакомился со своим будущим делом. А осенней порой он мог брать отпуск, и тогда – свобода! Тайга, охотничья избушка, тишина и никакого лицедейства, без которого люди уж, видно, не могут обойтись! 
В 1975 году Виктор Станиславович переехал в Тару, и вскоре его назначили главным архитектором. Он работал, а из таежных своих отпусков возвращался, будто из экспедиций: полным сил и готовым к решению новых задач. А задач было много.

Человек красит место

     Сначала Виктора Станиславовича смущало, что архитектурного образования у него не было. Все сомнения развеял пожилой профессор на курсах повышения квалификации в Москве. Он высказал авторитетное мнение, что геодезисты даже больше подходят на такие должности, потому что у архитекторов по образованию много амбиций и субъективности в принятии решений.
     Тара строилась, асфальтировались улицы, и главный архитектор по тем временам считался большим человеком. Мацелевич при этом был еще и бессребреником. На недавнем открытии его фотовыставки один из гостей припомнил, что к областной спартакиаде 1980 года в Таре решено было построить спорткомплекс «Олимп». Первый секретарь райкома партии Ю.П. Гудков поручил Виктору Станиславовичу разработать проект. Сейчас за эту работу пришлось бы отвалить немалую кучу бюджетных денег. Потребовал плату и Мацелевич. Хотелось ему обзавестись собственным транспортным средством, и он попросил… Нет, не машину! А всего лишь возможность купить «Москвичонок» за свои же деньги, только без очереди. Построенный по его проекту спорткомплекс по сей день – одна из достопримечательностей Тары. 
     Позже был построен Самсоновский мост, Северный драматический театр, ледовая арена, библиотека... И в появлении каждого объекта есть доля заслуг Виктора Стани­славовича. Был он главным архитектором почти тридцать лет и три года. Но и с тех пор уже полтора десятка лет минуло! 

     «Иногда бывает, смотрю, как меняется город, и думаю, что я бы многое сделал по-другому, - говорит Виктор Станиславович. – Но тут же одергиваю себя: «Стоп! Это уже не твое!» Конечно, меня до сих пор приглашают на градостроительный совет, спрашивают мое мнение. Но я понимаю, что раньше архитектор имел больше влияния на то, что и как построить, мог проконтролировать. А сейчас другой строй, другие законы. И не мне судить, как сейчас в архитектуре люди работают». Да и то верно! Тем более что Виктору Станиславовичу и без того есть, чем заняться. 

Бескровная охота

     За трудовыми делами и заботами Виктор Станиславович, казалось, позабыл об увлечении фотографией. Но, когда уходил на заслуженный отдых, друзья подарили ему цифровой фотоаппарат Canon, и открылись новые возможности! Снимать людей ему не так интересно, как природу, особенно - зверей и птиц. Есть у него и друг-единомышленник Виктор Трофимович Кареба - бывший охотовед, человек невероятной эрудиции во всем, что касается животного мира, к тому же увле­ченный видеосъемкой. Бывает, Виктор Станиславович сфотографирует незнакомую пичугу, пороется в определителях и вроде бы поймет, что за вид пернатых ему встретился. Покажет другу, а тот только глянет и сразу: «Нет, что ты! Это же вот что за птичка!» Возьмется Мацелевич Каребу проверять – и точно: тезка, как всегда, прав!
В 2017 году, а тот год был объявлен в России Годом экологии, в Омске проходил конкурс «Природа в объективе», Виктор Станиславович отправил на него несколько работ. И в двух номинациях стал лауреатом первой и второй степени, обойдя 90 с лишним участников! Нынешняя выставка далеко не первая для Виктора Мацелевича. Была у него персональная выставка и в Омске, прошла она в бывшем Доме офицеров и собрала множество тарчан, перебравшихся жить в областной центр. Видно, тянет их в родные места, хочется увидеть хотя бы на фотографиях! 
     Уже давно Виктор Станиславович оставил охоту. «Постепенно я пришел к убеждению, что невозможно совместить любовь ко всему живому и охоту. Мне больше нравится наблюдать, любоваться и восхищаться совершенством и красотой природы, а охотничий кураж я получаю, когда удается выследить и сфотографировать необычную, редкую добычу. Я понимаю, что даже лучшие фотографии не заменят общения с природой, но в любом случае она станет чуточку ближе!» - философски заключил он. 
     Быть может, как раз сейчас, когда вы читаете эти строки, Виктор Стани­славович выходит из своей машины где-то в 25 километрах от Тары в сторону Седельниково, там, где когда-то стояла его родная деревня Петропавловка. Вдыхает медовый воздух, прислушивается и оглядывается, нет ли поблизости какой-нибудь птахи, на которую стоит навести фотообъектив. Пожелаем ему удачи и будем ждать новых талантливых работ.
 


Автор: Алена Гришмановская
3 сентября 2021
2    0


Чтобы оставить свой комментарий нужно авторизироваться в одной из соц. сетей