Как не попасть в «плохую» статистику

Каждый раз, когда врачи подводят итоги работы по онкологическим заболеваниям, им бывает горько оттого, что некоторые жизни прервались только потому, что было упущено время. Этими невеселыми размышлениями поделилась с нами заместитель главного врача по амбулаторной и поликлинической работе Ирина ШМЕЛЕВА.

Причем тут коронавирус?

     Ирина Сергеевна отметила, что прошлый, 2020 год, был в этом отношении неблагоприятным: 

- Из-за ограничений в связи с распространением коронавирусной инфекции была приостановлена почти вся плановая, амбулаторная, лабораторно-диагностическая дея­тельность медучреждений, а люди старались реже посещать поликлинику. С одной стороны, эти меры привели к сдерживанию пандемии, но с другой – некоторым пациентам онкологический диагноз был поставлен несколькими месяцами позже, и болезнь перешла в более опасную стадию. А некоторые до врачей так и не дошли, а значит, заболевания есть, но они не выявлены, и хотя по статистике онкологическая заболеваемость в Тарском районе снизилась по сравнению с 2019 годом, мы отдаем себе отчет, что на самом деле это едва ли соответствует действительности.

     Понятно, что статистику за прошлый год нельзя считать показательной, но все же приведем несколько цифр. Всего на учете в онкологическом кабинете поликлиники Тарской ЦРБ состоит 855 человек, из них 
10  - дети. Злокачественные новообразования в прошлом году стали причиной смерти 77 человек, причем четверть из умерших – люди трудоспособного возраста. В 2020 году на учет взято 119 человек, у 26 из них заболевание выявлено на первой стадии, у 21 – на второй, у 30 – на третьей, и у 42 – на четвертой.
     Первая и вторая стадии означают, что, скорее всего, удастся добиться ремиссии и пациент вернется к нормальной жизни. Но 57,6% выявленных за год случаев (третья и четвертая стадии) считаются запущенными, это почти на 11,8% больше, чем в «доковидном» 2019 году. А чем позже выявлена болезнь, тем меньше шансов на выздоровление.
Если говорить о структуре выявленных патологий, то у мужчин наиболее часто встречались злокачественные новообразования легких, ободочной кишки и кожи, у женщин – молочных желез, кожи и ободочной кишки. 

Болезнь не ждет

     Выходит, что от новой коронавирусной инфекции пострадали даже те, кто ею не болел! Но не только в ковиде дело. Один из главнейших факторов успешной борьбы с онкологическими заболеваниями – раннее выявление болезни. Но в разрезе за три года с 2018-го по 2020-й ранняя выявляемость по Тарскому району была ниже, чем в среднем по Омской области, и имела тенденцию к снижению. В чем причины?

- Это не одна, а комплекс причин, - считает Ирина Шмелева. - Самая распространенная претензия наших пациентов: «К врачу не попасть!» И часто эта претензия объективна: из 11 городских участков 4 в настоящее время не укомплектованы участковыми терапевтами, а на одном участке нет ни врача, ни медсестры. Из четырех сельских участков врач есть только на одном. Да, мы организуем выезды врачей в сельские поселения, но не так часто, как хотелось бы. И жителям сел и деревень, чтобы попасть к врачу, приходится ехать в райцентр. До 2020 года была кадровая проблема в диагностическом отделении: не хватало специалистов УЗИ, рентгенологов. Сейчас вопрос решен, но свою лепту в статистику 2018-го и 2019-го годов он внес. Плюс к этому значительная степень изношенности диагностического оборудования, в результате у нас то один аппарат, то другой на ремонте, а время идет, болезнь не ждет... 

Перспектива есть

    Действительно, пока не будет налажена работа первичного звена – участковых терапевтов и педиатров – все здравоохранение будет хромать на обе ноги. И руководство ЦРБ регулярно встречается со студентами медвуза, приглашает их в Тару. Работает программа «Земский доктор», и с недавнего времени молодые специалисты имеют право на получение миллиона рублей, как и те, кто выбрал местом своей работы больницы в сельской местности. Так что надежда, что в обозримом времени станет лучше, у нас есть.  
     Плюс к этому в Таре идет работа по созданию центра амбулаторной онкологической помощи, в котором пациенты смогут проходить курсы химиотерапии, здесь же будет осуществляться верификация диагноза (то есть подтверждение и уточнение диагноза с помощью морфологических исследований). Уже подготовлена документация на проведение торгов на приобретение нового оборудования, например, аппарата УЗИ экспертного класса. В центре будут лечиться пациенты из Тарского района и других северных районов Омской области. 

Где найти нужные слова?

     Как бы то ни было, но сегодня, чтобы регулярно проходить обследования, нужна настойчивость: на этой неделе не получилось, значит, надо прийти на следующей. 
     А здесь, говорит Ирина Сергеевна, сказывается и субъективный фактор: «Онкология на ранних стадиях себя никак не проявляет, у человека ничего не болит. Если бы болело – и время бы нашлось, и возможности, а так люди откладывают посещение терапевта годами! Чем дольше откладывают, тем больше страх: «А вдруг что-то найдут?!». Но если продолжать тянуть, то когда-нибудь на самом деле «найдем», но будет слишком поздно!»
     Есть в практике тарских врачей случаи, которым трудно найти объяснение. Все знают, что стоит прийти в поликлинику по любому поводу, как тебя отправят на флюорографию, в смотровой кабинет и пр. Это так называемые скрининговые обследования: они относительно просты, дешевы и эффективны, благодаря им выявляются признаки неблагополучия в организме. И если что-то не так, имя пациента попадает в особый список. Ему будут звонить, беседовать, приглашать на дообследование, чтобы или поставить диагноз и начать лечение, или убедиться, что все в порядке. 
     Уговорить людей снова явиться в поликлинику бывает очень трудно, особенно мужчин! Они обещают прийти - и не приходят, их снова разыскивают и уговаривают - они снова обещают и снова теряются… Пройдет года три, и эти пациенты все-таки окажутся на приеме и пополнят печальную статистику запущенных, безнадежных случаев. И хотя очевидно, что врач сделал все, что был должен сделать, у него навсегда останется занозистая зарубка на душе: «Надо было предпринять что-то еще, найти такие слова, чтобы проняло, за руку, в конце концов, привести! Может, и жил бы еще…»
     И не о детях малых, не о беспомощных стариках речь идет, а о взрослых людях, вполне ориентирующихся в жизненных обстоятельствах. Несомненно, когда к ним приходит понимание, чего они могли бы избежать, они горько сожалеют о своем бездействии, наплевательском отношении к собственной жизни. 

- Я хочу обратиться к супругам, взрослым детям вот таких упрямых пациентов, - говорит Ирина Сергеевна. – Если вы знаете, что ваш близкий человек давно не бывал у врача, попытайтесь уговорить его. Может быть, даже сходите вместе с ним «за компанию». 

     И если вы знаете, что он проходил обследование, поинтересуйтесь результатами, постарайтесь, убедите довести начатое до конца. Напомните, что для вас он очень важен, и вы готовы и разделить с ним радость, если все окажется хорошо, и поддержать во время лечения, если оно понадобится. Возможно, если не ради себя, то ради любимых людей человек все же займется своим здоровьем. И пусть для всех будут примером те, кто уже прошел этот путь и победил болезнь.


Автор: Алена Гришмановская
17 июня 2021
0    0


Чтобы оставить свой комментарий нужно авторизироваться в одной из соц. сетей