Рынок: быть или не быть?

Тарские городские рынки должны были прекратить свое существование еще осенью 2018 года. Тогда налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд с целью ликвидации МУП «Комплекс торгово-бытовых услуг г. Тары», которое к тому времени накопило долг перед бюджетом в миллион рублей. И лишь благодаря усилиям Нины Гириной, руководителя муниципального предприятия, оно до сих пор продолжает функционировать, обеспечивая рабочими местами около 150 жителей нашего города. Нине Александровне удалось консолидировать вокруг себя предпринимателей, торгующих на территории МУПа, которые с пониманием отнеслись к этой проблеме, ясно осознавая, что с его исчезновением они лишатся заработка. Наш сегодняшний материал о том, чем в настоящее время живут тарские рынки.

     – В настоящее время основная масса бизнесменов, осуществляющих деятельность на рынках, находится в возрасте 50+, – рассказывает Нина Александровна. – За время ведения предпринимательской деятельности они не смогли сделать солидных накоп­лений, поэтому с увеличением пенсионного возраста им до сих пор приходится работать. 

     Открытие таких торговых комплексов, как «Караван» или «Виктория», больно ударило по доходам местных предпринимателей. Низкие цены, а также комфортные условия выбора и примерки одежды все чаще заставляют покупателей проходить мимо рынков. 

– Ждем, чем будут торговать в «Меридиане». Если завезут промышленную группу товаров, это нам настроения, конечно, не прибавит. 

     В связи с этим конкуренция среди «рыночных» предпринимателей возросла и обострилась. Нередко это противостояние принимает активную форму, порождая как локальные конфликты, так и глобальные «ценовые» войны.

Долги и расходы 

     – Главная наша проблема – должники, – продолжает делиться своими заботами Нина Александровна. – Мало того, что в связи с ограничениями, установленными на время пандемии коронавируса, мы потеряли более полумиллиона рублей, так еще и некоторые предприниматели не в срок рассчитываются. Многие думают, что если у нас в названии есть слово «муниципальный», так мы деньги из бюджета получаем. Ничего подобного. Нам даже юридической помощи никто не оказывает. А она бы очень пригодилась, с должников ведь только через суд недоимку взыскать можно. 

     Но не все из дебиторов являются злостными неплательщиками, тут же уточняет директор. Долги многих из них вызваны тем, что они попали в непростую финансовую ситуацию. Обязательное применение кассовых аппаратов и маркировка продукции уменьшили доходы предпринимателей, которые в связи с общим снижением покупательской способности населения и так сейчас находятся не на самом высоком уровне. Сложившаяся ситуация привела к тому, что только в этом году на рынках закрылись четыре торговые точки. 

Перекупщики, собаки и цыгане

     Много хлопот доставляет руководителю МУПа социальный рынок, который со стороны магазина «Цветы» примыкает к Центральному, но не приносит муниципальному предприятию ни копейки дохода. Перекупщики, оккупировавшие эту территорию, не позволяют другим гражданам в летне-осенний период реализовывать излишки выращенной на своих огородах продукции, устраивая там настоящие битвы за торговые места. 

– А разбираться с ними приходится мне. Я не понимаю, почему их не контролируют компетентные органы, ведь эти граждане не зарегистрированы ни как предприниматели, ни как самозанятые. 

     Заезжие коммерсанты также не спешат платить за торговые места, находя массу причин и отговорок, чтобы не рассчитываться. Кроме того, их не проверяют фискальные органы, ограничиваясь контролем за деятельностью тарских бизнесменов. 

– Многие люди жалуются на большое количество собак, гуляющих по рынку. Но мне ничего не удается с этим сделать, – сетует Нина Александровна. – Я же не могу запретить предпринимателям их кормить. 

     Одной из положительных сторон последнего времени Нина Гирина видит в том, что Тару с торговой миссией перестали посещать цыгане, которые раньше постоянно вступали в конфликты с нашими предпринимателями. Недобросовестная конкуренция, а также хищение имущества заставляли тарчан бойко отстаивать свои позиции. Взаимная неприязнь частенько выливалась в рукоприкладство. Доходило до того, что возмущенные регулярными кражами местные бизнесмены поливали кипятком представителей этого кочевого народа, в надежде отбить у них охоту воровать. 

Стерлядь и Роспотребнадзор

     Известно руководителю муниципального предприятия и о том, что на Центральном рынке периодически продается добытая незаконным способом рыба.

– А что я могу с этим поделать? Я же не имею права обыскивать предпринимателей и выяснять, где они взяли стерлядку. Пусть этим занимаются уполномоченные на то органы. 

     Зато Нина Александровна нередко инспектирует ряды, где ведется торговля другой рыбой. Иногда она требует от продавцов убрать с реализации потерявшую свежесть продукцию, предупреждая тем самым конфликты с покупателями, в которых она нередко исполняет роль арбитра. На наш вопрос о том, проводят ли проверки на рынках специалисты Роспотребнадзора, руководитель МУП «Комплекс торгово-­бытовых услуг г. Тары» лишь отрицательно покачала головой. 

О ярмарках, переменах и мечтах

     В том виде, в котором рынки функционируют в настоящее время, они работают уже не один десяток лет. Однако Нина Александровна не планирует какой-либо модернизации или обновления. Мы спросили, почему, например, в Тару не приглашаются производители сельскохозяйственной продукции из других районов области.

     – Для проведения такой ярмарки нужно место, а его у нас, как бы это ни показалось странным, нет. На Колхозном рынке нам принадлежит только та земля, которая находится под павильонами. 
Руководитель МУПа понимает, что возглавляемые ею рынки безнадежно устарели, и, если бы у нее вдруг появились средства, она бы в первую очередь сделала их крытыми, чтобы предпринимателям было удобно в них работать, а покупателям приятно посещать.

     – Мы пытаемся элементарно выжить и содержать в приличном виде прилегающую территорию. У нас не хватает денежных средств даже для реконструкции одного павильона. Посудите сами, с предпринимателей, работающих на Колхозном рынке, мы собираем в месяц около 35 тысяч рублей. Что на эти деньги можно сделать? Ну, а если быть до конца откровенной, то я скажу так: какой город, такой и рынок.

Глас народа: рынкам быть!

     Возможно, последняя фраза Нины Гириной кому-то покажется несколько резковатой. Но давайте будет честными перед самими собой: по большому счету руководитель МУПа права. Тарские рынки, в особенности Центральный, являются моделью нашего города, его слепком в миниатюре. Скудный бюджет, отток молодежи, огромные лужи в период паводка на территории, бродячие собаки… При желании можно и дальше продолжать список схожих черт. Но, несмотря на все минусы в работе рынков, население Тары двумя руками за то, чтобы они продолжали функционировать. Это показал опрос, который мы провели среди наших подписчиков в социальных сетях.

    Фото Евгения Захарова


Автор: Андрей Казаков
27 мая 2021
0    0


Чтобы оставить свой комментарий нужно авторизироваться в одной из соц. сетей