Свежий взгляд

Накануне праздника, Дня города, в Таре побывал Александр Жиров, в прошлом известный омский журналист, признанный в 2011 году «самым популярным блогером Омска». Мы задали ему несколько вопросов о том, где он сейчас живет и чем занимается, и спросили, как изменилась Тара за время его двухгодичного отсутствия.

- Александр, где ты сейчас живешь и чем занимаешься?

- Я уже около года живу в Санкт-Петербурге. Работаю в медиа-сфере, в компании, деятельность которой охватывает большинство регионов страны. Руковожу направлением дистрибуции контента, то есть работой в соцсетях, мессенджерах, агрегаторах и на других сторонних площадках. До этого я жил и работал в Калининграде и Москве.

- С Омском остались какие-то связи?

- Один из проектов нашего холдинга работает в Омске, поэтому в плане деловых отношений связи есть, чего не могу сказать о личных контактах. В какое-то время я вдруг обнаружил, что те, с кем я общался, когда здесь жил, тоже уехали из Омска - в Москву, Питер, в Европу, в США.

- Почему люди уезжают из Омска?

- У каждого свои причины. К тому же не все уезжают насовсем. Но дело даже не в том, что люди уезжают из Омска, мне кажется, миграция – это нормальный процесс. Проблема в том, что в Омск приезжает мало активных и деловых людей из других крупных городов. Омск, по моему мнению, не притягивает новых людей.

- С тех пор, как ты последний раз побывал в Таре, что, на твой взгляд, в городе изменилось? 

- Начнем с того, что от автовокзала домой я ехал на «Яндекс-такси». Эта маленькая деталь уже говорит о том, что Тара не оторвана от современной жизни, здесь такие же технологии, как где-нибудь в Москве или Калининграде - поэтому не надо строить из себя «провинцию». Быстрый интернет, есть доступ к образовательным онлайн-площадкам. Городская среда меняется в лучшую сторону: вот площади асфальтируют, лавочки стоят, есть театр и кинотеатр, есть библиотека, есть вузы. В целом ощущения того, что Тара пришла в упадок, у меня не сложилось. Я побывал во многих городах России. Объехал почти всю страну. Жил в Калининградской области, которую почему-то принято очень хвалить, видимо, из-за близости к Европе, и могу сказать, что Тара даже имеет некоторые преимущества по сравнению с теми же калининградскими райцентрами.

- Чего, на твой взгляд, не хватает нашему городу?

- На мой взгляд, Таре не хватает так называемых «третьих мест». Считается, что у человека должно быть три места: дом, работа и третье – некое заведение, площадка, клуб, где складывается какая-то общая атмосфера, где можно провести время в кругу близких по духу людей, не обязательно родственников. Если бы таких мест было больше, как мне кажется, от этого выиграли бы все. А если бы такое место - парк, кофейня, музей - стало узнаваемым локальным брендом даже за пределами Тары, тогда это было бы вдвойне хорошо. Появился бы локальный патриотизм - гордость за свой город, за то, что в нем рождается что-то интересное. Создать такое место не так сложно: в Калининградской области есть чебуречная в селе Талпаки, которая у туристов популярнее всех местных ресторанов и морских курортов.  Из Омска вышла сеть кофеен «Скуратов», которая есть уже в 8 или 9 городах страны. В Екатеринбурге - «Ельцин-центр», ради которого приезжают туристы даже из Европы. В Выборге - под Петербургом - исторический центр с единственным в России рыцарским замком. Это отличные примеры того, как можно комфортную городскую среду сочетать с туристической привлекательностью. В Таре есть крутая галерея «Сугроб», на основе которой, например, можно строить такой бренд.

- От чего будет зависеть будущее Тары? 

- Желательно, конечно, чтобы город развивался гармонично во всех сферах. Но главную роль в этом должна играть инициатива самих жителей Тары. Есть такое понятие как «креативная экономика» - она основана на интеллектуальной деятельности, реализации каких-то культурных смыслов или брендов: завод может закрыться, газ может кончиться, владелец бизнеса может умереть, а идея будет существовать всегда и приносить деньги. Если проецировать это на Тару, то люди должны найти какую-то особенность места, в котором они проживают и, грубо говоря, монетизировать свое открытие. Примером тому может служить город Киркинес в Норвегии, в 8 км от границы с Россией, - маленький шахтерский городок, который вымирал после закрытия добычи угля, а сейчас стал культурной столицей Северной Европы. Местные жители и художники из столиц годами приезжали туда, устраивали выставки, привозили интересных деятелей искусств. Спустя несколько лет в Киркинесе провели саммит министры иностранных дел европейских стран. В самом городе сейчас огромное количество туристов, которые приезжают в местные галереи, музеи, на фестивали, и оставляют свои деньги в гостиницах и ресторанах. Для производства эмоций, способных притянуть в город туристов, не нужна разветвленная логистическая сеть, не нужны производственные цеха, склады и магазины - достаточно интернета и самых простых технологий. Муромцевские «Пять озер», Большереченская «Старина Сибирская», которая ничем не хуже Калининградской «Рыбной деревни» или Иркутского «140-го квартала», должны стать такими примерами. Главное, чтобы это притягивало людей.

- Нет ли у тебя мысли увековечить в Таре память об отце?

- Это одновременно и сложный, и очень простой вопрос. Инициатива должна исходить от города, потому что у нас в семье, с памятью о папе проблем нет: мы отца помним, его ученики, его друзья тоже не забывают. Ну вот назвали же краеведческий отдел Тарской библиотеки его именем - это была не наша инициатива, так решили его коллеги. В Барнауле недавно выпустили книгу о сибирских ученых - и там есть статья об отце. Так что о нем помнят. Не семья, а горожане могут решить, что именем Александра Жирова-старшего должна называться улица, сквер, что на доме или университете должна появиться мемориальная табличка. В конце концов, все папины научные работы были для города, который он любил. И если город решит отплатить ему за любовь, то мы это решение будем только приветствовать.

Справка

Александр Жиров родился в Таре в 1982 году. Окончил школу №3 (ныне гимназия №1 им. А.М. Луппова) и исторический факультет ОмГУ. В Омске работал главным редактором новостного сайта «ОмскПресс», городского онлайн-журнала «Класс» и запускал несколько медиа-проектов. В 2016-м году уехал из Омска. В настоящее время живет в г. Санкт-Петербурге.

Фото Евгения Захарова


Автор: Андрей Казаков
27 марта 2020
0    0


Чтобы оставить свой комментарий нужно авторизироваться в одной из соц. сетей