Через Тару в Антарктиду

10 июля на яхте «Сибирь» в Таре побывали участники кругосветной парусной экспедиции «Сибирь – Антарктика – Сибирь».

     Она приурочена к 200-летию открытия Антарктиды русскими моряками под командованием Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева. Главная цель путешествия - достичь берега российской антарктической станции «Беллинсгаузен». Средства на организацию плавания омичи получили из фонда президентских грантов, став победителями в номинации «Развитие общественной дипломатии и поддержка соотечественников». Свой вклад в подготовку похода внес и омский фонд «Сибирские парусные экспедиции», созданный в 2008 году для содействия развитию в Сибири парусного спорта. На его базе совместно с Омским региональным отделением Русского географического общества были созданы условия для подготовки участвующих в длительном переходе яхтсменов. 

С верой в мечту

     После того как судно пришвартовалось к берегу в районе бывшей РЭБ флота, мы поговорили с матросами Александром Азаровым и Сергеем Лебединским, которые терпеливо и обстоятельно ответили на все наши вопросы. Оба путешественника по образованию педагоги и не являются профессиональными моряками, но стараются ими стать. Они справедливо считают, что бесценный опыт, который предстоит получить за время длительного похода, поможет им в этом.
     Экипаж «Сибири» состоит из шести человек, но лишь четверо пройдут всю кругосветку целиком. В их числе, кроме наших собеседников, старпом Владимир Заздравных и капитан Сергей Щербаков, который взойдет на борт яхты в Салехарде. В настоящее время он заканчивает «сухопутные» дела по техническому и финансовому обеспечению путешествия. Дело в том, что общая стоимость такого перехода составляет порядка 
30 млн рублей, а фонд президентских грантов выделили только треть всей суммы. 

– К сожалению, ни один из сибирских городов не присоединился к омичам в плане финансирования экспедиции, – сказал нам Александр. – Все рады и говорят нам приветственные слова, но только этим помощь и ограничивается. Поэтому капитану приходится самостоятельно искать спонсоров, чтобы осуществить задуманное.

– Скажите, а как такая небольшая яхта сможет обойти вокруг земного шара? – задали мы естественный для обитателя суши воп­рос.

– Ее внешний вид обманчив. На самом деле, наше судно уже имеет опыт подобных переходов, – пояснил Сергей. – «Сибирь» была спущена на воду в 1997 году, а уже в 2000-2001 годах совершила кругосветное путешествие.

На сегодняшний день ее «километ­раж» составляет более 100 тыс. морских миль. 

– Яхта уникальна, – продолжил Александр. – Ее своими руками на собственные средства построили друзья, имея перед собой цель - дойти до Санкт-Петербурга, и, когда они справились с этой задачей, решили совершить кругосветное путешествие. Здесь каждый винтик закручен с верой в свою мечту и с ощущением, что это делается для себя.

По следам великих открытий

     Стартовали путешественники 7 июля от Тобольских ворот Омской крепости. Вместе с ними в поход отправилась еще одна омская яхта - «Жемчужина», которая будет идти с ними до Соловецких островов. По Иртышу и Северному морскому пути через Беломоро-Балтийский канал к 29 августа «Сибирь» доберется до Санкт-Петербурга. Отсюда путь сибиряков совпадает с маршрутом шлюпов Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева по Атлантическому океану до Южной Америки. Затем яхта пересечет пролив Дрейка, чтобы к 20 января 2020 года – Дню открытия шестого континента – достигнуть цели своего похода. Возвращаться «Сибирь» планирует по Тихому океану вдоль западного побережья двух Америк, через Берингов пролив и восточную часть Северного морского пути. Спустя 15 месяцев, в октябре 2020 года, омичи, пройдя более 30 тыс. морских миль, или 56,5 тыс. километров, должны будут прибыть в Омск. 
– Как отнеслись близкие к вашему решению совершить кругосветное путешествие?

– Переживают и беспокоятся, конечно. Мама меня отпускала в слезах, а любимая женщина сутки рыдала. Но они знают, что дома сидеть мы не сможем, и проявляют понимание. Нам часто говорят, что для такого перехода требуется нешуточная отвага, но, мне кажется, настоящая отвага нужна тем, кто остался ждать нас на берегу, – резюмировал Александр.

– Перед таким переходом чувствуете мандраж? Все-таки идете в один из самых опасных участков мирового океана.

– Конечно, волнуемся. Через пролив Дрейка, который соединяет южные части Тихого и Атлантического океанов, проходит мощное «Течение Западных ветров». В проливе часты штормы, причем там они являются одними из самых сильных на планете. В его южной части нередко можно встретить айсберги. И нам предстоит пересечь этот пролив.

–Чем вы питаетесь во время путешествия? 

– Питаемся хорошо, не голодаем, – пошутил Сергей. – Некоторые омские производители предоставили нам свою продукцию. Консервированная говядина, индейка, цыпленок, овощи, макароны и так далее. Готовим сами, насколько позволяет фантазия каждого члена экипажа. По мере необходимости в портах будем пополнять запасы продовольствия и солярки для двигателя. Ее запасов при необходимости может хватать для того, чтобы пройти около 300 километ­ров. 

Ответственная миссия

     Кроме морского перехода это путешествие включает в себя также культурные мероприятия, как внутри нашей страны, так и в иностранных портах 17 государств, где будет швартоваться «Сибирь». Их планируется проводить с привлечением представителей общественности принимающих стран и наших соотечественников, проживающих за пределами России. Программы таких акций разработаны Русским географическим обществом совместно с Министерством иностранных дел, направлены на формирование контактного облика России и непосредственно связаны с юбилейной датой. Например, в Таре члены экипажа «Сибири» продемонстрировали перед воспитанниками детского лагеря «Лесная поляна» фильм о первооткрывателях Антарктиды. 

– Мы ставим перед собой цель не просто пройти по морю, а напомнить всей мировой общественности о том, что именно наши моряки первыми достигли берегов шестого континента и потом щедро поделились своим открытием со всем миром, – сказал Александр. – В настоящее время Антарктида находится в международном управлении, и научные силы всех стран мирно там работают, несмотря на сложные отношения между государствами. Это пример того, как государствам можно сосуществовать в мире и в согласии без конфликтов. 

     Свой материал я хочу закончить цитатой из фильма «Тот самый Мюнхгаузен». Пусть она была произнесена по другому поводу, но эти слова хорошо иллюстрируют мое впечатление от этой встречи: «Я не скажу, что это подвиг, но вообще что-то героическое в этом есть».

     Фото Евгения Захарова / Тарское Прииртышье


Автор: Андрей Казаков
22 ноября 2019
1    0


Чтобы оставить свой комментарий нужно авторизироваться в одной из соц. сетей